Содержание
Введение……………………………………………………………………..2стр.
Программа диагностики готовности ребенка к школе………………..4 -28стр.
Анализ обследования ребенка………………………………………...29-34стр.
Рекомендации по преодолению недостатков в развитии ребенка и дальнейшему развитию личности……………………………………...35-36стр.
Список литературы…………………………………………………...…….37стр.
Приложение……………………………………………………………..38-59стр
Введение.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Цель работы : Определить степень готовности ребенка к школе.
Программа диагностики готовности ребенка к школе.
Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет».
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.
Цель: выявить уровень сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 – 7 летнего возраста.
Метод: эксперимент, беседа.
Материал: два комплекта вопросов.
^ Процедура проведения.
Методика Е.Е. Кравцово построена на основе общеизвестной детской игры в фанты. Согласно инструкции ребенок должен отвечать на вопросы экспериментатора с таким расчетом, что требуют употребления именно запрещенных слов. Предполагается, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры. В этом случае количество верных ответов становится прямым показателем произвольности в общении.
Эксперимент состоит из трех серий. Проводится индивидуально, ответы протоколируются.
^ Первая серия. Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре.
Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы «Правильно?» не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.
Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличие от первой серии, после каждого ответа дается оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, игрушки, разрезные картинки.
Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако, отвечать на эти вопросы дети должны только после «знака» экспериментатора. Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса. Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знака», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя.
^ Обработка данных.
По результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившие свои ответы.
На основании полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми. Рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым.
Вопросы к методике «Да и нет не говорите»
(первый комплект)
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты видел когда-нибудь кошку?
Солнышко какого цвета?
Ты сейчас ешь конфету?
Днем есть на небе звезды?
Сейчас ночь?
Завтра ты пойдешь в школу?
В каком городе ты живешь?
Когда выходной, ты ходишь в детский сад?
Птички в норках живут?
Может ли кошка съесть мышку?
Рыбки живут в воде?
После зимы наступает осень?
Летом в пальто ходят?
Ты любишь рисовать?
На день рождения тебе подарили подарок?
Как зовут твоего друга?
Снег летом бывает?
Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)?
Ты делаешь утром зарядку?
Игрушки живые?
Какого цвета халат у врача?
Ты сейчас спишь?
Вопросы к методике «Да и нет не говорите»
(второй комплетк)
Сейчас идет дождь?
Ты красивый?
Ты умеешь разговаривать?
Какого цвета небо?
У тебя есть нос?
Ты любишь жевательную резинку?
Ты хотел бы уехать в Америку?
Купить тебе самолет?
Где живут лягушки?
Хочешь стать волшебником?
Пойдешь ко мне жить?
Любишь папу с мамой?
У тебя есть кот?
Тебе нравится в садике?
Сколько ножек у стола?
Хочешь стать летчиком?
Сейчас весна?
Зимой шуба греет?
Солнце светит всегда?
Когда снег бывает?
Белые медведи живут на севере?
У тебя есть бабушка?
Вода мокрая?
Тебя зовут Сережа?
Кем ты хочешь стать?
Методика "Лабиринт"
Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999
Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция
Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.
"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .
Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .
К задаче 3:
"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4:
"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".
К задачам 5-6:
"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись -мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".
К задачам 7-10:
"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
Оценка результатов.
Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.
При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.
При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.
Интерпретация полученных результатов
38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Нумерация домиков в различных задачах
Ключ
№ домиков |
№ задачи |
|
1 |
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1 |
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
2
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
3
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
4
|
0
|
2
|
4
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
5
|
2
|
0
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
2
|
0
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
7
|
4
|
0
|
0
|
4
|
2
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
8
|
3
|
0
|
0
|
3
|
2
|
0
|
0
|
2
|
0
|
4
|
9
|
0
|
2
|
4
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
4
|
2
|
10
|
0
|
2
|
3
|
0
|
0
|
1
|
0
|
2
|
2
|
2
|
11
|
0
|
3
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
4
|
12
|
0
|
4
|
2
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
13
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
3
|
4
|
0
|
0
|
4
|
14
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
4
|
2
|
2
|
0
|
6
|
15
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
0
|
2
|
16
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
2
|
0
|
2
|
2
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
4
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
0
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
0
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
4
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
2
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
0
|
32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
0
|
Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака
Цель
Диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня
умственного развития ребенка.
Материалы
Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал
в виде картинок.
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок,
которая оговаривается в руководстве к тесту.
Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей
предварительной подготовки исследователя.
Руководство К ТЕСТУ
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта
с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету "История о постройке
башни"(рис. 1-3).
Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком.
Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или
иной фразе картинку.
Инструкция: "Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю.
Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая
красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил
башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами
(3-я картинка)".
Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже
не глядя на картинки.
Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета:
"Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала".
I задание "История в картинках" (рис. 4-6)
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед
ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая
помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки
убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Оценки:
7 баллов — ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив
внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов — ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и
второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено
в краткий пересказ истории.
3 балла — ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только
между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла — ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно
друг от друга.
О баллов - ребенок не смог составить рассказ.
II задание "Знание цвета"
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно,
в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет (см. Приложение 3, рис. 1).
Оценка. За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.
III задание "Заучивание четверостиший"
Инструкция (состоит из трех основных частей)
Вводная часть: "Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся
запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила.
1) "Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: "Ты хорошо рассказал,
только еще не все правильно".
При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать.
Затем просят его повторить еще раз.
Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2) Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.
3) Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку;
"Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю,
а ты потом его полностью повтори".
Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи)
фиксируется в бланке регистрации. Оценки:
8 баллов — правильное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов — перестановка,
пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла — воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла — отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 баллов — набор бессмысленных слов или полный отказ.
IV задание "Знание названий предметов"
Перед ребенком раскладывают 9 картинок (см. Приложение 3, рис. 2-4):
яблоко, морковь,
роза, груша, тюльпан, капуста,подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый
предмет. При ответе, например, "Это цветок", просят уточнить, какой именно.
Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен
исправить его ошибки.
Оценки. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
V задание "Процесс счета"
Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: "Скажи теперь,
сколько тут лежит предметов?"
Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему
подсказывают: "Ты можешь посчитать".
(Потом при необходимости можно предложить посчитать еще раз.)
Оценки:
5 баллов — счет без моторных компонентов.
4 балла — беззвучное проговаривание (движение губ).
3 балла — проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.
2 балла — указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.
1 балл — прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.
О баллов — отказ отвечать.
VI задание "Порядок счета"
Всех детей, которые справились с пятым заданием, просят: "Считай по порядку, сколько
сможешь".
Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: "1, 2, 3...".
Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении
счета исследователь говорит: "Правильно, а какое число дальше?"
Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок
правильно досчитал.
VII задание "Классификация предметов"
Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с
изображением трех корзин (рис. 7).
Инструкция: "Вот три корзины. Эта (показывают) — корзина для фруктов,
эта (показывают) - для овощей,эта (показывают) - для цветов.
Собери, пожалуйста, сюда — все фрукты, сюда — все овощи,сюда — все
цветы (соответствующие корзины также указываются)".
Оценки. За каждый правильно классифицированный предмет начисляется
1 балл.
VIII задание "Восприятие количества"
Состоит из двух частей.
Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами
закрывают листом бумаги и говорят: "Скажи теперь, пожалуйста, сколько
здесь всего предметов?
" Если нет правильного ответа, то ребенку помогают.
Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются
в цепочку, но междуфруктами и овощами оставляют расстояние.
Спрашивают: "Сколько здесь предметов?"
Вторая помощь: убирают разрыв, между овощами и фруктами, сдвинув их,
и говорят: "Сколько здесь предметов?
" Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть
просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же
системе помощи.
Оценки. Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла
за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов.
За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть чем больше помощи,
тем меньше сумма баллов.
При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.
IX задание "Размещение фигур"
Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять
вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты
(Приложение 3, рис. 5).
1) У ребенка спрашивают, указывая на карточки:
"Что здесь нарисовано?" Допустимо, если вместо "квадрат" он скажет
"прямоугольник" или "четырехугольник".
Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.
За каждое правильное название начисляется 1 балл.
2) Затем у ребенка спрашивают: "Как ты считаешь, почему треугольник
называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником,
а круг - кругом?"
Правильные ответы:
У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круглый.
За каждое правильное объяснение — 1 балл. 3) Перед испытуемым
вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с
рисунками круга, треугольника и квадрата.
Инструкция (поочередно показывают на три карточки): "Вот здесь у нас -
треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг.
Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все
четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники,
сюда (показывают на круг) –все круги".
За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.
X задание "Сравнение картинок"
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок,
у ребенка спрашивают:
"Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе, чем эта
(показать)?"
При затруднениях ребенка ему помогают: "Что на этой картинке
по-другому?
Что здесь нарисовано, а что здесь?"
Оценки:
2 балла — правильное решение без помощи.
1 балл - правильное решение с помощью.
О баллов — решения нет.
Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма
баллов за 4 пары т картинок - 8.
XI задание "Дифференциация цвета и формы"
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур
(Приложение 3, рис. 6)
Инструкция: "Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них
не хватает кусочка (показать).
Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех
нарисованных здесь (показать).
Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику
(показать на первую фигуру)?"
Затем последовательно показывают на остальные фигуры с просьбой
подобрать недостающие части к ним.
Оценки: Каждое правильное решение должно оцениваться в 1 балл.
XII задание "Воспроизведение четверостиший"
Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III.
"Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его?
Попробуй рассказать." Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл
стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и
III задание.
Для оценивания результата используются те же критерии качества
выполнения работы, как и в III задании.
XIII задание "Нахождение аналогий"
Инструкция: "Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
1) Днем светло, а ночью?., (темно)
2) Птица поет, а собака?., (лает)
3) Машина едет, а самолет?., (летит)
4) Голубь летает, а рыба?., (плавает)
5) У кошки — шерсть, а у утки?., (перья)
6) Платье сшито из ткани, а ботинки?., (из кожи)
Оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.
XIV задание "Срисовывание"
Для срисовывания предлагают фигуры: для средней группы - квадрат и
треугольник (см.Приложение 3,рис. 16), а для старшей — треугольник
и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт
(см.Приложение 3,рис. 17).
Инструкция: "Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать).
Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь
продолжить узоры (показать)".
Оценки: выставляются отдельно для каждого рисунка.
Изменение величины образца и незначительные пространственные
искажения не учитываются.
6 баллов - рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
3 балла - рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые
искажения форм.
2 балла - рисунок частично похож на образец, основные формы
неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
0 баллов - рисунок совсем не похож на образец, каракули.
XV задание "Описание картинки"
Ребенку показывают картинку и говорят "Расскажи, пожалуйста, о том,
что происходит
на картинке (см.Приложение 3,рис. 18)".
Оценки:
а) Разговорная речь.
2 балла — беглая речь без запинок.
1 балл - достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов — речь запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
8 баллов — хорошо структурированные сложные предложения,
используются соединительные союзы.
6 баллов — сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла — преимущественно простые предложения.
1 балл — преимущественно неполные предложения.
0 баллов - построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
2 балла — четкое произношение звуков.
1 балл — нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том,
что изображено на картинке,но и о переживаниях, мыслях героев,
домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям.
Общий суммарный показатель
при помощи таблицы нормативов (Лидере) переводится в проценты.
Полученный результат является показателем умственного развития
ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
|
|
Суммарный показатель |
Проценты |
71 |
4 |
76 |
10 |
79 |
20 |
85 |
30 |
90 |
40 |
92 |
50 |
96,5 |
60 |
99 |
70 |
102 |
80 |
108,5 |
90 |
111 |
98 |
117 |
100 |
Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи.
Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.
|
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
А. Л. ВЕНГЕРА И ДР.
Предлагаемые в программе методические приемы выявляют уровень развития у детей, поступающих в первый класс:
1) ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе;
2) умственного и речевого развития;
3) развития мелких и крупных движений.
1) ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ, ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ выявляется в беседе с ребенком:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? Когда исполнилось?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Как называется город (село, деревня, поселок), в котором ты живешь?
5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?
6. В какое время года на деревьях появляются листья?
7. Что остается на земле после дождя?
8. Чем отличается день от ночи?
9. Хочешь ли ты идти в школу?
10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
11. Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?
Оценка результатов.
По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «–».
Знак «+» ставится при следующих ответах:
№ 1–4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена).
№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названные дикие вместо домашних и наоборот.
№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др.
№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др.
№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и др.
Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам № 1–8: «высокий» – 7–8 плюсов; средний- 5–6; «низкий» – 4 и менее.
2) УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ в программе А. Л. Венгера и др. определяется с помощью следующих процедур:
а) Понимание грамматической конструкции
Взрослый произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение произносится дважды, медленно и четко. Затем психолог задает вопрос: «Что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?
Знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «–» неправильный.
б) Выполнение словесных поручений
На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» Если ребенок не может правильно выполнить задание, то оно упрощается. Взрослый говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик» Затем задаются те же вопросы.
Знаком «плюс» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «минус» – невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции.
Промежуточные результаты отмечаются знаком «плюс-минус».
в) Изменение существительных по числу
Взрослый говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить «карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если, изменяя слово, «книга» (первое из называемых), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и др.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга–книги».
Знак «плюс» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол–столы), искажение формы множественного числа (город – городы; ребенок – ребенки; ухо – ухи) и др. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты» «окны» и др., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «минус» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок Промежуточные результаты (3–6 ошибок) отмечаются знаком «плюс-минус».
г) Подбор антонимов
Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот»: «Я буду называть слово, а ты отвечай словом-наоборот. Например, я скажу «чистый», а ты должен ответить «грязный»; «быстро – медленно»; «мороз – жара».
Антонимы подбираются к словам: высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, поздно, встать, детский, начало.
Знаком «плюс» отмечаются результаты, соответствующие средним по обследуемой группе или превышающие их. Знаком «плюс-минус» отмечается наличие большого числа (превышающее среднее по группе) замены частей речи при сохранении правильного смысла: «светлый – темно» (вместо «темный»), «холод – жаркий» (вместо «жара») и др. Знак «минус» ставится при наличии грубых ошибок по смыслу типа: «поздно – вечером», «холод – зимой и др.
д) Рассказ по картинкам
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет школу). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Знаком «плюс» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается – умывается – идет в школу» дана последовательность «приходит из школы – умывается – ужинает– ложится спать»). Знак «плюс-минус» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать; знак «минус» – когда последовательность картинок случайна.
е) Собирание разрезных картинок.
Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис. 1.
Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.
Собирание разрезной картинки оценивается знаком «плюс» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая, более простая – верно, то ставится знак «плюс-минус». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «минус».
ж) Рисунок человека.
Ребенку предлагают нарисовать человека (дядю), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» – и после ответа, например, «голова» – предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т. д. В конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?».
При оценке рисунка человека учитывается: наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног, наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды); способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами, так, что видна толщина конечностей (высокий).
Рисунок оценивается знаком «плюс», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «минус», если изображено пять или менее основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «плюс-минус».
Результаты анализа рисунка человека привлекаются в качестве дополнительного материала.
з) Анализ образца.
На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигура человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. (рис. 3) Сначала взрослый спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это – человек, то ему сообщают это. Далее психолог говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой процедуры внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только – «внимательно посмотри».
Когда ребенок закончил работу, взрослый говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», – и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги или наоборот. В этих случаях экспериментатор задает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» – «Голова». – «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» – «Тапочки». После этого взрослый молчит, а ребенок, как правило, исправляет фигурку.
Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную фигуру – «кроватку». Воспроизвести такой образец сразу без ошибок ребенку обычно не удается, поскольку он ассиметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как и в основном задании.
При высоком уровне анализа образца ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения.
Показателем среднего уровня готовности в этом задании является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах».
Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «Что у человека на ногах?», ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «У твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты» он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.
и) Одномоментное восприятие количества.
На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Взрослый говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», – затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется, после чего и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4, и 5 спичек.
Высокий уровень одномоментного восприятия количества фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4–5 спичек, средний – 3 спичек, низкий – 1–2 спичек.
к) Знание букв, умение читать.
Знание букв и умение читать не является критерием для отбора детей, в школу. Однако предварительная проверка навыков чтения поможет психологу сориентировать учителя для правильного распределения внимания между разными детьми на уроках, позволит помочь в индивидуализации подхода к каждому ребенку.
Взрослый спрашивает у ребенка, умеет ли он читать, знает ли буквы. Детям, умеющим читать, предлагается простой текст (из букваря). С помощью этого текста определяется техника чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами) и его осознанность (понимает ли ребенок смысл прочитанного). Для проверки осознанности ребенку задается простой вопрос по содержанию текста. Детям, не умеющим читать, взрослый показывает печатные буквы и просит их назвать.
3) РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
а) Мелкие движения
Ребенку предлагается задание «Езда по дорожке». Взрослый предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома (рис. 4). (Ребенку объясняют, что ему необходимо провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция ребенку звучит так: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Езжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».
Результат выполнения задания «Езда по дорожке» оценивается как «высокий», если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже. Результат оценивается как «низкий», если имеется три или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как низкий, если наблюдаются ярко выраженные нарушения линии: неровная, «дрожащая» линия, очень слабая, почти невидимая линия; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; многократными наведениям по одному и тому же месту.
б) Крупные движения.
При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие крупных движений – одно из важных показателей подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому, как ловит мяч, брошенный ему взрослым. (Бланк ответов см.Приложение)
Анализ обследования ребенка.
Методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет».
Средний балл верных ответов ≈16,7
Средний балл неверных ответов ≈6,5
Среднее время работы 2,3минуты
Результаты данной методики показывают, что у Тимофея сформирован средний уровень, контекстного общения с взрослыми. Ребенок активно отвечает на вопросы и старается соблюдать заданные правила. Сложными показались такие вопросы как: «Ты утром делаешь зарядку?», «Ты видел когда-нибудь кошку?», «Когда выходной, ты ходишь в детский сад?» Совершив ошибку, Тимофей старается обдумать следующий ответ, чтобы исправиться.
Методика «Лабиринт»
Мальчик набрал 31 суммарный балл, допустив ошибки в разных частях задач, здесь мы можем сказать, что нужно учитывать когда, одновременно два параметра постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Это существенно может сказаться на обучении ребенка. Так как современное образование нацелено, не на усвоение ЗУН, а ориентировано на практические жизненные ситуации, и способность продуктивно пользоваться информацией. А это и есть пространственная ориентировка, то есть восприятие окружающих нас форм, величин, предметов. Поэтому в данной ситуации необходима корректировка.
Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака
Номера заданий |
Ответы ребенка |
Примечания |
Оценки |
1 |
Девочка строила башню, мальчик сломал ее, девочка заплакала. |
|
7баллов |
2 |
Красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, коричневый, |
Тимофей знает основные базовые цвета, затрудняется и путается в ответах, когда речь заходит об различных оттенках базовых цветов. |
7баллов |
3 |
Как дорожит деньком Малюточка пчела! Гудит и вьется над цветком она так мила. |
|
5 баллов |
4 |
Яблоко, морковь, роза, груша, цветок, капуста, подсолнух, вишня, цветок. |
После вопроса, что дарят мамам на 8 марта, Тимофей ответил, что цветок называется тюльпан, гвоздика так осталась нераспознанной. |
8баллов |
5 |
Счет с беззвучным проговариванием |
|
4 балла |
6 |
1,2,3,…21. |
|
21бал |
7 |
Фрукты: яблоко, груша.
Овощи: капуста, морковь.
Цветы: Подсолнух, роза, гвоздика. |
Вишню отнес к группе ягоды. |
9баллов |
8 |
Не знаю, сколько в корзине предметов, можно посчитать, |
Помощь: предметы выложены на стол в цепочку, но между фруктами и овощами оставили расстояние. |
5баллов |
9 |
1)Квадрат, круг, треугольник.
2)у треугольника – три угла, у квадрата - потому, что квадратный, круг - круглый.
3)раскладывает по группам. |
Допустил ошибки при распределении на группы. |
8баллов
1балла
2балла |
10 |
Мальчик лезет на дерево - мальчик падает с дерева, Мишка большой в коляске - Мишка маленький, клоун с мячом - клоун без мяча, гусь повернулся клювом к мальчику – гусь отвернул клюв от мальчика. |
Сложности возникли со сравнением картинок с гусем. |
7 балл |
11 |
Показал все части.
|
|
3балла
|
12 |
|
Рассказал стихотворение, после еще одной попытки разучить его. |
5баллов |
13 |
Светло - темно, поет-лает, едет - летит, летает-плавает, шерсть – не знаю, ткани – не знаю. |
|
4 балла |
14 |
|
рисунок, в общем, похож на образец, допущены некоторые
искажения форм.
|
3 балла |
15 |
Дети играют, катаются на санках и лепят снеговика. |
достаточно беглая речь, но есть паузы.
|
1балл
8баллов
1балл |
|
Суммарный показатель |
|
104балла
≈ 84% |
Компоненты умственного развития |
Уровень развития |
1. Обучаемость (как способность к обучению) |
Хороший показатель по баллам, чуть меньше высокого. |
2. Уровень образования понятий |
Понятийный аппарат развит до среднего уровня. |
3. Уровень развития речи |
Средний уровень развития речи |
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) |
Общая осведомленность об окружающем мире, вполне развита, чуть ниже высокого уровня. |
5. Овладение отношениями множеств |
Высокий уровень |
6. Знание форм, их различий |
Необходима корректировка, связанно с восприятием пространства. |
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия |
Средний уровень - в каждом задании, допущены ошибки |
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве |
Необходима работа над развитием мелкой моторики. |
9. Умение классифицировать предметы |
Средний уровень |
10. Память |
Необходима корректировка. |
БЛАНК ОФОРМЛЕНИЯ
ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя ребенка Глухов Тимофей Игоревич
Дата рождения 05.02.2010 г.р.
1. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ
1. + 2. + 3. + 4. + 5. + 6. - 7. + 8. +
Итоговый уровень: высокий
ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
9.да 10 .- 11. с учителем
Итоговый уровень: положительное отношение к школе
2. УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
а) +; б) + ; в) + - ; г) + - ; д) +;
е) + ; ж) + - з) + - и) 3 к) - .
Итоговый уровень: Средний
3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Мелкие движения
Уровень: Низкий
Крупные движения
Уровень: средний
Примечания. Очень низкий уровень развития мелкой моторики.
Заключение : Необходимы занятия на развитие мелкой моторики, так как это существенно влияет
Дата обследования _____________________________
Проверяющий ________________________________
Рекомендации по преодолению недостатков в развитии ребенка и дальнейшему развитию личности.
Игры для развития памяти у детей.
«Картинки»
Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.
«10 отличий»
Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.
«Описание»
После того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.
Игры для развития пространственной ориентировки.
«Солнышко»
Предложите ребенку схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предложите выложить на нем части лица (глаза, брови, губы.) Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
«Скульптор»
Предложите своему ребенку потанцевать вместе с Буратино, он показывает движения, а малыш будет их повторять.
«Бег к реке»
Начертите линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладут камни (кубики). Вдоль берега выстраиваются игроки. По сигналу игроки бегут к «реке» достают «со дна» камень, и бегом возвращаясь назад, отдают камни водящему.
Игры для развития мелкой моторики.
«Мешочек с крупами»
Возьмите разноцветные носки,(5-6 шт.) и в каждый носок насыпайте разные крупы: (гречку, фасоль, горох, пшено, рис, и др.) и попросите ребенка, потрогать и по ощущениям определить, какая крупа и в каком носке находиться.
«Веселая курочка»
Нарисуйте вместе с ребенком курочку и предложите ему ее раскрасить, но необычными красками, вместо них будет клей и разного цвета крупа. Используйте: рис, гречку, пшено, горох, фасоль, и другие крупы. Распределите равномерно клей по той части рисунка, которую хотите раскрасить, возьмите в руки крупы и равномерно нанесите на картинку. Это не только приятная и полезная процедура, но можно изготовить и отличный подарок для родных и близких малышу.
Список литературы.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999
- Лавреньтьева Г.П., Т.М. Титаренко.- Психодиагностика в дошкольном возрасте. Практикум для студентов, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «психология» -Минск-2012.
- Немов Р.С. - диагностика познавательных процессов дошкольников. Психодиагностика.-2001.
- Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.
- Швайко Г.С. - 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983 - с.64
- Psycolog.ru
- Zhurnal-razvitie.ru
Приложение№1 к методике Е.Е. Кравцовой «Да и нет».
№п\п |
1 блок вопросов |
2 блок вопросов |
3 блок вопросов |
1 |
люблю |
Не идёт |
- |
2 |
- |
Я красивый |
- |
3 |
желтое |
умею |
желтое |
4 |
Ел утром |
голубое |
Съел уже |
5 |
- |
- |
- |
6 |
день |
Не люблю |
День |
7 |
- |
Я хочу жить в России |
Пойду |
8 |
Село Мыт |
- |
Село Мыт |
9 |
- |
В пруду |
Не хожу |
10 |
На дереве |
Я хочу волшебную палочку |
На дереве |
11 |
- |
- |
Может |
12 |
В пруду |
Я люблю папу и маму |
В пруду, реке, озере, море. |
13 |
- |
У нас кошка |
Весна |
14 |
- |
- |
Не ходят |
15 |
люблю |
4 |
- |
16 |
- |
Я хочу быть врачом |
Машину |
17 |
Рома |
Зима |
Рома |
18 |
- |
- |
Не бывает |
19 |
Я хочу стать врачом |
Только днем |
- |
20 |
- |
Зимой |
Не делаю |
21 |
Не живые |
- |
Не живые |
22 |
белый |
Есть |
Белый |
23 |
Не сплю |
Мокрая |
Не спит |
24 |
|
Меня зовут Тимофей |
|
25 |
|
Врачом |
|
Приложение №2 к методике "Лабиринт'.
Образец протокола
ФИО Глухов Тимофей Игоревич
Дата рождения 5.02.2010г.р.
Дата обследования 25.02.2016 г.
№ задачи
|
№ домика, указанного испытуемым
|
Оценка
(в баллах)
|
1
|
№8
|
1б
|
2
|
№12
|
2б
|
3
|
№7
|
4б
|
4
|
№9
|
4б
|
5
|
№5
|
4б
|
6
|
№14
|
4б
|
7
|
№3
|
4б
|
8
|
№4
|
0б
|
9
|
№1
|
2б
|
10
|
№6
|
6б
|
Суммарный балл: 31 балл |
|
Методика «лабиринт»карточка 5. Основные задачи №9 и 10
Приложение №3
к программе психолого – педагогической готовности детей к обучению в школе А.Л. Венгера.
БЛАНК ОФОРМЛЕНИЯ
ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя ребенка Глухов Тимофей Игоревич
Дата рождения 05.02.2010 г.р.
1. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ
1. + 2. + 3. + 4. + 5. + 6. - 7. + 8. +
Итоговый уровень: высокий
ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
9.да 10 .- 11. с учителем
Итоговый уровень: положительное отношение к школе
2. УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
а) +; б) + ; в) + - ; г) + - ; д) +;
е) + ; ж) + - з) + - и) 3 к) - .
Итоговый уровень: Средний
3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Мелкие движения
Уровень: Низкий
Крупные движения
Уровень: средний
Примечания Очень низкий уровень развития мелкой моторики.
Заключение : Необходимы занятия на развитие мелкой моторики, так как это существенно влияет
Дата обследования _____________________________
Проверяющий ________________________________