- Средства обучения
- Основные средства воспитания
Средства обучения — это специально созданные человеком объекты и естественные природные предметы, которые используются педагогом в образовательном процессе в качестве инструментов его деятельности, а также в качестве носителей определенной учебной информации с целью достижения поставленных целей воспитания, обучения и развития детей. Средства обучения являются одним из важнейших элементов и компонентов воспитательно-образовательного процесса и учебно-материальной базы. Использование средств обучения предполагает наличие одновременно и живого слова педагога, только в таком комплексе будет достигнут результат организуемого учебного процесса. Выделяют следующие средства обучения
Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д. На всех уроках , предусмотренных учебным планом МОБУ «Староалександровская ООШ « на 2020-2021 учебный год.
Электронные образовательные ресурсы – представлены образовательными мультимедийными учебниками, энциклопедиями, презентациями и т.п. ,электронный журнал и дневник.
Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д. Используется на уроках в начальных классах, русского языка, немецкого языка и английского языка
Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации и т.п.
Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и т.п. Разнообразные учебные приборы, такие как барометр, компас, пробирки, термометр, колбы и т.д. Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.). Помимо представленной классификации видов средств обучения, П.И. Пикадистым была предложена типология, в соответствии с которой средства подразделяются на идеальные и материальные. Используются на уроках физики, химии, биологии.
Идеальные средства обучения – это знания и умения, которые были усвоены ребенком ранее, и которые используются учителем и детьми для успешного усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это определенные физические объекты, используемые воспитателем и детьми для организации детализированного процесса обучения. Материальные средства обучения в основном представлены разнообразными наглядными пособиями, которые принято классифицировать на три группы: Объемные наглядные пособия – это разнообразные приборы, коллекции, аппараты, модели и т.п. Печатные наглядные пособия – представлены плакатами, картинами, таблицами, учебниками, графиками, иллюстрациями и т.п. Разнообразный проекционный наглядный материал – представляет собой слайды, видеофильмы, кинофильмы и т.п. В настоящее время одним из наиболее актуальных и востребованных являются мультимедийные средства. Как показывает практика они оказывают наиболее эффективное воздействие на воспитанников. Использование средств обучения в школе , требует от учителей опоры на ряд принципов: Принцип учета психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Принцип гармоничного сочетания разнообразных средств обучения – предполагает использование совокупности современных и традиционных средств обучения, с целью комплексного воздействия на эмоциональное состояние детей, их сознание и поведение. Принцип опоры на традиционные дидактические принципы обучения. Принцип сотворчества ребенка дошкольника и воспитателя. Принцип приоритета правил безопасности при применении различных средств обучения.